XVI Международный Гумилёвский поэтический фестиваль «Коктебельская весна - 2021».
Коктебель не зря называют литературной Меккой, по каким-то загадочным стечениям обстоятельств это место привлекает русских деятелей искусства, становясь для них творческой колыбелью.
Действительно, есть что-то таинственное, непостижимое и даже сакральное в Коктебельских просторах - с запада высится уснувший вулкан Карадаг, с севера - хребет Узун-Сырт, а на юге - море, море…
И ветер, тот самый, воспетый Волошиным, «киммерийский ветер», который уже 16 раз приносит Международный Гумилевский поэтический фестиваль «Коктебельская весна - 2021»
«Капитаны», 1909 г.
Коктебель
Впервые Коктебель Н.С. Гумилев увидел весной 1909 года, тогда же впервые оказался в доме М.Волошина. В то время в Коктебеле отдыхали Алексей Толстой, Андрей Белый и многие другие.
Встреча с ними не задалась ...
Неудачное знакомство с символистами не оттолкнуло Гумилева от поэзии. Под впечатлением от прогулок по парижскому зоопарку он написал стихотворение "Жираф"...
В Париже Николай Гумилев познакомился с Алексеем Толстым, Максимилианом Волошиным и художником Мстиславом Фармаковским. Общение с ними подтолкнуло поэта к созданию собственного литературно-художественного журнала — и в 1907 году он начал издавать журнал «Сириус».
Николай Гумилев о журнале «Сириус»
В 1908 году в Париже Гумилев выпустил свой второй поэтический сборник «Романтические цветы», путешествует в Египет, а затем возвращается в Россию.
К этому моменту он уже был известен в литературных кругах: на «Романтические цветы», как и на «Путь конквистадоров», написал рецензию Валерий Брюсов.
«Юный маг в пурпуровом хитоне
Говорил нездешние слова,
Перед ней, царицей беззаконий,
Расточал рубины волшебства.
Аромат сжигаемых растений
Открывал пространства без границ,
Где носились сумрачные тени,
То на рыб похожи, то на птиц...»В Санкт-Петербурге, на одной из лекции Гумилев и Волошин встретились с молодой поэтессой Елизаветой Дмитриевой, Лилей. Оба знали Дмитриеву и до этой встречи...
На альбоме, подаренном Лиле, Николай Гумилев написал:
"Не смущаясь и не кроясь я смотрю в глаза людей, я нашел себе подругу из породы лебедей".
Волошин приглашает Гумилева с Дмитриевой приехать в
Коктебель. Они приезжают в конце мая 1909 года.
Для Гумилева и Дмитриевой первые дни в Коктебеле были феерическими. Прогулки по красивейшим окрестностям, купания в теплом море, увлекательные беседы.
Гумилев в Коктебеле начал относиться к Дмитриевой серьезно.
В это время он писал поэму и часто по ночам (благо было тепло и светло) читал строки из нее своей подруге. Он поселился в небольшой комнате с видом на Кара-Даг. Комната
напоминала корабельную каюту с деревянной кроватью, маленьким белым столиким и покатым деревянным потолком на шести балках. Чердачная комната", в которой Гумилёв написал "Капитанов", сохранилась до нашего времени та третьем (чердачном) этаже "дома Пра".
Волошин, Гумилев и Дмитриева
устраивают поэтические соревнования,
под заданную рифму пишут стихотворения.
СОНЕТ ГУМИЛЕВА
Тебе бродить по солнечным лугам,СОНЕТ ДМИТРИЕВОЙ
Закрыли путь к нескошенным лугамСОНЕТ ВОЛОШИНА
Влачился день по выжженным лугам.
Неожиданно в душе Дмитриевой что-то смешалось, воображение ее целиком занял Волошин, его поэзия. Наконец она свой выбор сделала. И неожиданно попросила Гумилева уехать.
А он счел это за женский каприз и подчинился.
Уезжал из Коктебеля он в конце лета.
Она же оставалась в Коктебеле до конца сентября, и, как сама говорила, "это были лучшие дни ее жизни".
Если своего ровесника Гумилева поэтесса считала «цветением весны» и «мальчиком», то Волошин был «самой большой любовью ее жизни».
Максимилиан Волошин, оставшись с Елизаветой Дмитриевой вдвоем в своем Коктебеле, ежедневно слушал ее стихи. Возникла идея послать их в Петербург в литературно-художественный журнал "Аполлон". Но, посланные туда, они были отложены. Тогда Макс Волошин, всегда склонный к розыгрышам, мистификациям, решил подыскать Лиле какой-нибудь экстравагантный псевдоним. Например - Черубина де Габриак!
Однажды Гумилёв узнал правду. Ганс Понтер-немецкий переводчик и поэт разболтал секрет, доверенный ему самой Дмитриевой. Гумилёв был потрясён и обижен...
Один из ее участников, будущий «красный граф» Алексей Толстой, которого Волошин попросил стать его секундантом, отрицал факт похабного высказывания Гумилева.
Однако из гордости и презрения он молчал, не отрицая обвинения, когда же была устроена очная ставка и он услышал на очной ставке ложь, то он из гордости и презрения подтвердил эту ложь.
А вот как вспоминал драматичный момент сам Волошин:
Была мокрая, грязная весна, дуэль состоялась на рассвете. Дул мокрый морской ветер, и вдоль дороги свистели и мотались голые вербы. Не удалось вытащить из снега машину Гумилева, которая наглухо застряла по пути к месту дуэли. Завяз в сугробах и извозчик, на котором ехал Волошин. Отправившись к месту дуэли пешком, он потерял галошу и отказался стреляться без нее. Секунданты бросились на ее поиски. Когда же галоша Волошина была найдена, дуэль началась.
Тогда Гумилев поднял шубу и пошел к машине.
Впоследствии он не общался и даже не здоровался с Волошиным.
Их примирение произошло только в июне 1921 года в Феодосии.
Гумилев через несколько дней после дуэли уезжает в Киев, и просит выйти за него замуж Анну Горенко (поэтессу Анну Ахматову). Он ухаживал за ней шесть лет, три раза она отказывала ему, однако сейчас, наконец, дает согласие на брак.
Осенью 1911 года совместно с поэтом Сергеем Городецким Гумилев создал новое художественное объединение — «Цех поэтов». В его состав вошли Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Владимир Нарбут и другие. В этом объединении сформировалось новое литературное направление — акмеизм.
Главной любовью и страстью остается Африка. Как посланник Академии наук он отправился в Африку — собирать информацию о местных жителях. В пути он вел дневник, в котором описывал уклад жизни обитателей этих земель и местную природу.
1914 год изменил привычный богемный образ жизни Гумилева: распадался «Цех поэтов», напряженными стали отношения с женой, а летом началась Первая мировая война. Россию охватил патриотический подъем, и, как многие другие, Николай Гумилев отправился на фронт добровольцем.
Анна Ахматова не разделяла патриотических настроений мужа. Война усугубила разлад в отношениях супругов. Гумилев интересовался боевыми действиями куда больше, чем жизнью семьи.
После Февральской революции он не вернулся в Россию, а поехал в Грецию на Салоникский фронт, затем присоединился к Экспедиционному корпусу Русской армии во Франции. В Париже Гумилев прожил до января 1918 года. Там он много общался с русскими эмигрантами, создал трагедию «Отравленная туника», увлекся восточной поэзией — ее переводы вошли в сборник «Фарфоровый павильон». В 1918 году Гумилев приехал в Россию. На фоне массовой эмиграции его возвращение расценивали почти как самоубийство: было очевидно, что убежденному монархисту в большевистской России будет трудно.
Как и многие поэты, Николай Гумилев обладал неким даром предвидения. В своих стихах он не только сумел предсказать собственную смерть, но даже указал, что будет расстрелян. Произведения, ставшие впоследствии откровениями, характерны для последнего этапа творчества этого поэта. Среди них – стихотворение «Память». написанное в 1921 году, за несколько месяцев до ареста и расстрела.
Анализируя свою недолгую, но полную событий жизнь, автор отмечает, что ему бы хотелось быть похожим на змею, которая время от времени сбрасывает кожу, чтобы обновить свое тело. Однако человеку этого не дано, и поэт с сожалением констатирует: «Мы меняем души, не тела».
Путешествие в Крым в июне-июле 1921 года стало последним для Николая Гумилева. Поэт остановился в Севастополе, где в кратчайшие сроки был издан "Шатер" — последний прижизненный сборник Гумилёва, в который он включил свои "африканские стихи".
Гумилев специально выделил два дня на поездку в Феодосию, где как бы случайно встретил Максимилиана Волошина и помирился.
Сам Волошин одиннадцать лет спустя, 30 марта 1932 года, так написал об этой встрече в своем дневнике:
Гумилёв вернулся в Петербург «загорелый, отдохнувший, полный планов и надежд». Он был доволен и поездкой, и новыми стихами. Жить на земле ему оставался неполный месяц. Его обвинили в участии в заговоре против власти. Арест и расстрел Гумилёва потрясли знавших его людей.
В 1922 году Максимилиан Волошин напишет стихотворение «На дне преисподней», которое посвятит памяти Н. Гумилева.
С каждым днем всё диче и всё глуше
1922 г.
Место захоронения поэта неизвестно. Имя его было предано забвению, вплоть до весны 1986 года имя Гумилева было вычеркнуто из печати.
Николая Гумилева называют гениальным Провидцем путей и троп Поэзии, Мира, и своей собственной Судьбы... Он предвосхитил многое из того, что было потом. Его стихи вернулись к нам из забвения, обрели новый смысл и новые глубины...
При поддержке Министерства культуры Республики Крым, руководствуясь доброй литературной традицией, в апреле на Крымском полуострове проходит Международный Гумилевский поэтический фестиваль «Коктебельская весна». Площадками фестиваля, традиционно являются Симферополь, Коктебель и Феодосия. В эти дни культурная общественность России объединится вокруг светлого имени Николая Гумилева – поэта сложной судьбы и необычайного литературного дарования.
Еще не раз вы вспомните меня