Иван Константинович Айвазовский
ОТЕЦ ГОРОДА
великие исторические персоны
Выдающийся живописец, певец морской стихии родился 29 июля 1817 года в Феодосии в семье армянского торговца.
Творческая судьба и прекрасно прожитая жизнь Ивана Константиновича Айвазовского представляют уникальный пример служения Отечеству и любви к родному городу. Он родился и прожил в Феодосии большую часть жизни, оставив в наследство родному городу созданную им картинную галерею.

Айвазовский занимался благотворительностью. Деньги от продажи своих работ он вкладывал в строение археологического музея, благоустраивал город, провел в Феодосию воду. В своей мастерской он занимался воспитанием молодых талантов.
"Родился смертным, оставил по себе бессмертную память" – гласит надпись на его надгробной плите.

Уже став всемирно признанным художником, человеком состоятельным, имея финансовую возможность жить в любой европейской столице, Айвазовский неожиданно для многих принимает решение поселиться в маленькой родной Феодосии, где в 1848 году строит дом по собственному архитектурному проекту в стиле итальянского ренессанса.

«Мой адрес – всегда Феодосия» И.К. Айвазовский


Дом поражал размерами, функционально ориентированными архитектурными формами, импозантностью интерьеров парадных гостиных, предназначенных для приемов, и внушительностью главного южного фасада в стиле неоренессанс.

На его террасах стояли мраморные и керамические скульптуры, привезенные из Италии. В простенках между окнами на консолях были размещены керамические статуи, символизирующие четыре вида искусства, в нишах - мраморные скульптуры Венеры и Аполлона. По аттику были установлены слепки с античных оригиналов Венеры Милосской, Геры, Геркулеса. Перед парадным входом в дом, на ограждении террасы, - два керамических грифона. На одной из террас был сооружен фонтан, напоминавший бахчисарайский «фонтан слез».


Василий Адамович Бржевский. Вид Феодосии.
«Он был, о море, твой певец» А.С. Пушкин
Всего ему приписывают создание более шести тысяч работ. Осыпанный многочисленными почестями и почетными званиями (вплоть до контр-адмирала), Айвазовский продолжал писать свои морские пейзажи, которые пользовались огромной популярностью.
Художник главного морского штаба

«Каждая победа наших войск на суше или на море, радует меня как русского в душе и дает мысль как художнику изобразить ее на полотне»
И.К. Айвазовский

Иван Константинович Айвазовский. Черноморский флот в Феодосии. 1890 г.
Картина "Черноморский флот в Феодосии" была написана художником в 1890 году. Этот пейзаж считается автобиографичным. В нем художник зафиксировал для себя прибытие в Феодосию эскадры военных кораблей под руководством будущего адмирала Корнилова, с которым он познакомился в далёком 1839 году. Ещё являясь студентом Академии, он был прикомандирован в качестве живописца к военно-морскому походу под командованием адмирала Лазарева. Там он и познакомился с будущими героями обороны Севастополя – Нахимовым, Истоминым и Корниловым.

Судно, расположенное справа – легендарный линейный корабль Корнилова "Двенадцать апостолов"

Картина посвящена победе русского брига над двумя турецкими кораблями во время русско-турецкой войны 1828-1829 гг. Бой произошел у берегов Босфора 14 мая 1829 г., где в крейсерском плавании находился отряд русских кораблей Черноморской эскадры: бриг «Меркурий», фрегат «Штандарт» и бриг «Орфей»
Неожиданно они были настигнуты турками. Несмотря на 10-кратное превосходство противника в артиллерии (184 орудия турецких кораблей против 18 пушек брига), «Меркурий» в ходе 4-х часового неравного боя одержал победу. Искусно маневрируя, командир брига, капитан-лейтенант Александр Иванович Казарский, лишил турок возможности полностью использовать их подавляющий перевес в артиллерии. Меткой стрельбой русские моряки нанесли вражеским кораблям сильные повреждения в рангоуте и такелаже, что заставило турок прекратить бой и признать себя побежденными.


Иван Константинович Айвазовский. «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями». 1892 г.
В Севастополе был установлен памятник работы архитектора А.П. Брюллова, на постаменте которого высечены слова: «Казарскому. Потомству в пример».
Айвазовский верил в большие возможности города
«Потому ли, что душа моя лежит к дорогому для меня месту моего рождения и детства или в силу знаменательного стиха: «дым Отечества нам сладок и приятен», но в туманной дали годов я вижу Феодосию чистеньким, опрятным городком, <...> не скудным задатками для будущего светлого, благодатного - в чем я уверен»

И.К. Айвазовский, журнал «Русская старина» за 1881 год

"И мало того, что сам любил город, он обладал удивительной способностью вливать это же чувство в сердца приезжих, как случайных посетителей Феодосии вроде меня, так и разных важных служебных персон и общественных деятелей, от влияния которых немало зависело благосостояние города. Айвазовский водил гостей и по набережной, и по всем закоулкам. Строил проекты будущих улучшений: устройство порта, проведение железной дороги, проложение из дальних источников водопровода, облесение гор. Люди, чуждые Феодосии, постепенно, незаметно погружались все больше и больше в интересы Феодосии, становились верными союзниками Айвазовского в его хлопотах".

Василий Силович Кривенко
Журналист
ФЕОДОСИЙСКИЙ ПОРТ

Больших стараний художнику стоило решение правительства о сооружении в Феодосии крупного коммерческого порта. Поначалу к проекту феодосийской общественности серьезно не отнеслись, и вопрос был решен в пользу Севастополя. Узнав об этом, художник отправился в столицу и в Морском министерстве доказал преимущества Феодосии. Так эту историю рассказывают современники великого мариниста. Как бы там ни было, властями проект был пересмотрен, в Феодосии началась колоссальная стройка.

Строительство было начато в 1891 году и за 4 года старая Феодосийская гавань была преобразована в первоклассный морской торговый порт, предназначенный принимать у своих многочисленных причалов-пристаней океанские суда.

ФЕОДОСИЙСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Немало хлопотал Иван Константинович о проведении железной дороги, которая связала бы Феодосию с Центральной Россией. Строительству ветки от станции Джанкой способствовало появление в городе первоклассного коммерческого порта.

С его появлением порта и железной дороги, город стал стремительно развиваться .

«...ВОДУ ПРОВЕЛ В ФОНТАН ИЗ СВОЕГО ИСТОЧНИКА БЫСТРОГО»

Нужды горожан Айвазовскому были известны хорошо. Зная о тяжелом положении жителей окраин, страдавших от нехватки воды, в 1887 году художник передал городу из своего имения Субаш «в вечную собственность 50 000 ведер в сутки чистой воды». Благодарные феодосийцы в ознаменование щедрого дара установили на городском бульваре в 1890 году фонтан-памятник «Доброму гению».

На пьедестале возвышалась изящная бронзовая скульптура женщины, в руках у которой - раковина. Вода из раковины струилась в каменную чашу, а из нее попадала в бассейн. Рядом расположили увенчанную лаврами палитру с названием фонтана. Феодосийские старожилы рассказывали, что в бронзовой
фигуре узнавалась Анна Никитична Айвазовская, жена великого мариниста: дело в том, что официальным дарителем была именно она.
Уже в советские годы скульптура была перенесена с бульвара в городской сад к генуэзской башне Святого Константина.

В годы Великой Отечественной фонтан был разрушен. Восстановленный в 2004-м, он вновь стал достопримечательностью старинного города. Новый памятник отличается от прежнего колоннадой и надписью: «Великому Айвазовскому и ученикам его - благодарная Феодосия».
За два года до установки фонтана «Доброму гению», в 1888 году, на Ново-Базарной площади появился фонтан, получивший имя Айвазовского.
Исполнен он в восточном стиле в виде каменной прямоугольной призмы, покрытой шатровой деревянной крышей с ажурным карнизом. Фонтан построен по проекту и на средства самого художника.
Еще до открытия фонтана Городская Дума постановила назвать его именем императора Александра III.
Через министра внутренних дел обратились к императору, чтобы тот дал согласие. Однако «Его величество повелел назвать фонтан моим именем, - писал Иван Константинович. - Фонтан в восточном стиле, так хорош, что ни в Константинополе, ни где-либо я не знаю такого удачного, в особенности, в пропорциях».

Название фонтана было закреплено Высочайшим Указом от 25 августа 1888 года.
18 сентября установили мраморную памятную доску: «Фонтан И.К. Айвазовского. 18.IX.1888». О первоначальном названии - «Фонтан Императора Александра III» - ныне напоминают сохранившиеся фрагменты доски с несколькими выбитыми на ней буквами.

В 1896 году напротив фонтана вознесся на пьедестале памятник царю-миротворцу. С его установкой площадь получила название Александровской.
АЙВАЗОВСКИЙ ВСЕГДА ПРОЯВЛЯЛ ЖИВОЙ ИНТЕРЕС К АРХИТЕКТУРНОМУ ОБЛИКУ ФЕОДОСИИ.
Айвазовский всегда проявлял живой интерес к архитектурному облику Феодосии.

Дом Айвазовского, ставший позже частью единого архитектурного ансамбля Феодосийской картинной галереи, - одно из красивейших зданий города. Он построил его в 1846-1847 годах на берегу моря. Тогда это была окраина старой Феодосии.
В 1871 году Иван Константинович на собственные средства построил новое здание Музея древностей.
Возвышалось оно на горе Митридат, у подножия которой находился дом, где художник родился. Айвазовский очень тонко уловил, в каком стиле здесь, на вершине горы, необходимо возвести строение, чтобы оно стало архитектурной доминантой города.

Именно он в 1880-х годах рекомендовал знаменитому петербургскому журналисту и книгоиздателю Алексею Сергеевичу Суворину место для постройки его дачи на феодосийском морском берегу.Владелец крупнейшей национальной газеты «Новое время» остался доволен выбором Айвазовского и просил его курировать строительство. Иван Константинович ответил согласием, и уже в 1888 году здание было возведено. Художник считал его украшением берега: со стороны моря дача Суворина напоминала старинную крепость в восточном стиле - с арочными окнами, изящными куполами. Именно здесь, в гостях у Суворина, в 1888, 1894 и 1896 годах жил Антон Павлович Чехов.
"Однажды зимой Айвазовский, по обыкновению, уехал на некоторое время в Петербург. При возвращении, как обычно, за две-три станции от Феодосии его встречали наиболее близкие к нему лица и тотчас же сообщали все городские новости, которые И.К. выслушивал с живейшим любопытством. И он узнает, что обыватель Н. строит на главной улице - Итальянской - дом; постройка уже начата в отсутствие И.К., и дом будет одноэтажный. И.К. заволновался ужасно: одноэтажный дом на главной улице! Тотчас по приезде, не успевши отдохнуть с дороги, он зовет к себе обывателя Н. Тот, разумеется, немедленно является. «Вы строите одноэтажный дом? Как вам не стыдно? Вы богатый человек, что вы делаете? Вы мне улицу портите!». И обыватель Н. покорно изменяет план и строит двухэтажный дом".

Юрий Андреевич Галабутский
Учитель русской словесности в феодосийской мужской гимназии
ДЛЯ БУДУЩЕГО СВЕТЛОГО, БЛАГОДАТНОГО...



«Мое искреннее желание, - писал художник, - чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю <галерею> родному городу...»



«Два имени: «Айвазовский» и «Феодосия» давно стали родственными. <...> В Феодосии каждый шаг связан с именем Айвазовского: на берегу бульвар Айвазовского, в соборе его большая икона, каждый пароход доставляет многочисленную публику к дому Айвазовского в картинную галерею, помещающуюся при этом доме. Эта галерея оставлена художником городу Феодосии с весьма значительным, заключающимся в ней художественным богатством. Галерея дает некоторый доход в пользу бедных Феодосии, так как художник завещал плату за посещение галереи феодосийским беднякам»

Николай Николаевич Лендер
ПИСАТЕЛЬ


Одним из первых Айвазовский начал в Феодосии археологические раскопки. Прежде всего им руководило желание обнаружить материальные доказательства древности родного города, его принадлежности к важным культурным центрам античного мира. В апреле 1853 года он получил от Министерства уделов полторы тысячи рублей для археологических работ, а также необходимые инструменты. Надзор за раскопками Иван Константинович поручил своему племяннику Левону Мазирову, для работ нанял феодосийских земледельцев. К раскопкам курганов на склонах горы Тепе-Оба приступили в конце июня.




Евгений Францевич де Вильнёв
АРХЕОЛОГ
«Вскрыто 22 кургана. В большинстве из них найдены лишь разбитые амфоры, пепел, уголь и жженые кости. В четырех курганах обнаружены следующие предметы: золотые ожерелья, серьги, женская головка, цепочка со сфинксом, сфинкс с женской головой, головка быка, пластины; серебряные браслеты; глиняные статуэтки, медальоны, сосуды и саркофаг; серебряная и бронзовая монеты»
Свои лучшие находки Айвазовский направил в Императорский Эрмитаж, 
где они до сих пор украшают античную коллекцию знаменитого музея.
Доктор исторических наук Элеонора Петрова подводит главный итог археологическим работам Айвазовского и его современников:раскопки «погребений курганного некрополя античной Феодосии V-III веков до новой эры принесли вещественные доказательства того, что на месте средневековой Каффы и Феодосии XIX столетия некогда располагалась та самая эллинская Феодосия, о которой писали античные авторы и которую до того безуспешно искали в различных местах Крыма. Обнаруженные раритеты вызвали всеобщее восхищение и способствовали пробуждению интереса к археологии и историческому прошлому города».

Рожденный смертным оставил по себе бессмертную память
Иван Константинович Айвазовский
Археологические раскопки античной Феодосии, установка величественного памятника императору Александру III, устройство в городе публичной библиотеки, возведение Музея древностей на горе Митридат и фонтана А.И. Казначеева на Базарной площади, строительство концертного зала, заботы о городских храмах, для которых были написаны картины на библейские темы, - все это добрые дела феодосийца Ивана Константиновича Айвазовского. В истории города не забыты его участие во множестве благотворительных организаций, попечительских советах учебных заведений и, конечно, открытие в 1880 году картинной галереи - первого провинциального художественного музея в России.



...Когда-то у стен старинной церкви св. Саркиса - святыни крымских армян - существовало небольшое кладбище, на котором свой последний приют находили известные в городе люди. Ныне здесь сохранился лишь склеп Айвазовского. Над ним - памятник в виде саркофага, высеченного из цельного куска белого итальянского мрамора, и надпись на армянском языке: «Рожденный смертным оставил по себе бессмертную память»



This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website