ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГОРОДСКАЯ БИБЛИОТЕКА ИМ. А. ГРИНА
ФЕОДОСИЯ
В ДЕТАЛЯХ:
АРХИТЕКТУРА ГОРОДА В ГРАФИКЕ
СВЕТЛАНЫ АРЕФЬЕВОЙ
"Город - это люди, а не стены"
Фукидиду, древнегреческий историк
ФИЛОСОФИЯ ГОРОДА
«Город позволяет обществу построить встречу со своим собственным будущим и ответить на вопрос, что из наличного социального багажа следует брать с собой. “Прошлое” и “будущее” соседствуют в городском пространстве как реальность человеческих форм самоопределения и образов жизни, как вся палитра переходных форм, задающих шаги ближайшего и далекого развития данной социокультурной формации».
СВЕТЛАНА МИХАЙЛОВНА АРЕФЬЕВА:
ХУДОЖНИК, ГРАФИК, АРХИТЕКТОР

Светлана Михайловна Арефьева родилась в 1947 году в Ленинграде.

С 1954 года живет в Феодосии. Основы изобразительного искусства получила в Феодосийской художественной школе им. И.К. Айвазовского, у художника-педагога Н.А. Шорина.

В 1968 году окончила Ленинградский архитектурно-строительный техникум, 1978 году - Московский архитектурный институт.

Работала в проектном бюро при Управлении архитектуры г. Феодосии, главным архитектором проектов в институте «Крымтурпроект».

С 1985 года является членом Союза архитекторов России и Республики Крым.

По ее индивидуальным проектам построено в Крыму более двух десятков объектов — туристические комплексы, гостиницы, административные и общественные здания.


ХУДОЖНИК-ГРАФИК
Светлана Михайловна с 1995 года сотрудничает с Издательским домом «Коктебель»: выполнила художественное оформление всех выпусков альманаха «Крымский альбом», а также — сборника рассказов А. Грина «На облачном берегу» (1995), «Крымских очерков» С. Елпатьевского (1998), «Киммерийских этюдов» В. Купченко (1998), «Крымских очерков» М. Саранцевой (2001), поэтических сборников А. Дерюгиной «Утренность» (1999) и «Мишелинка» (2000). В 1998—2001 годах оформила серию буклетов-путеводителей, посвященных музеям Юго-Восточного Крыма (изданы в Феодосии фирмой «Бизнес-Центр»).

Участвовала в выставках, проходивших в Феодосийском доме-музее А. Грина (персональная выставка состоялась весной 2002 г.), картинной галерее им. И.К. Айвазовского. Графические работы находятся в постоянной экспозиции Старокрымского литературно-художественного музея.
Черно-белая графика - суть всех вещей, цветовая феерия – враки…
Светлана Скорик, современный поэт
По рисункам Светланы Арефьевой можно изучать историю Феодосии. Рассматривая её графические работы, Вы полностью погружаетесь в историю древнего города.

Даже сейчас, в XXI веке, средневековая Каффа хорошо видна в пределах генуэзских укреплений.

В работах Светланы Михайловны мы видим как наш маленький город хранит в себе отпечаток людей и событий слишком значительных,чтобы снизойти до вульгарности, "это как свергнутая королева, на лбу которой даже в могиле заметен след от диадемы".

Мы видим Феодосию "крохотным городком, приютившимся в тени огромных генуэзских башен, сохранивших собственные имена — Климентина, Джулиана, Констанца - на берегу великолепной дуги широкого залива. Тротуары Итальянской улицы XIX века идут аркадами, как в Падуе и в Пизе, кажется, что там где попадаются итальянские вывески кабачков,слышится итальянский говор. За городом - холмы, размытые, облезлые, без признака развалин, но насыщенные какою-то большою исторической тоской..."
АРХИТЕКТОР
Светлана Михайловна работала в проектных институтах Белгорода, Петрозаводска и Феодосии. Она автор архитектурных проектов жилых домов, гостиниц, общественных зданий и культовых сооружений.

По проекту Светланы Михайловны Арефьевой был заново отстроен один из старинных храмов нашего города - Церковь Всех Святых, расположенная на территории старого городского кладбища Феодосии. Строительство шло с 1999 по 2005 год. Архитектор по фотографиям прежнего храма, освященного еще в 1885 году и разрушенного в 1961 году, создала новый проект. Настоящая каменная одноглавая однопрестольная церковь, с трапезной и двухъярусной колокольней в связи, построена на месте снесённой и в целом повторяет облик старой церкви.

АРХИТЕКТУРНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ОБЛАСТИ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕОДОСИИ С.М. АРЕФЬЕВОЙ
Реконструкция Митридатского комплекса в Феодосии
Достойны ль мы своих наследий?
И. Бунин
Настоящий архитектор изучает свой город по литературным источникам, генпланам и натуре, для того чтобы его идеи по воссозданию исторических пространств передавали дух города, его богатое и историческое наследие. Именно так и случилось при создании проекта реконструкции Митридатского комплекса в Феодосии, выполненного феодосийским архитектором - Светланой Михайловной Арефьевой.

Все знают гору Митридат в Керчи, но мало кто знает, что одноименная вершина есть в Феодосии. Прямо в черте старого города, когда-то генуэзской Каффы. Удивительно, но название горе придумал никто иной как житель Феодосии известный художник-маринист И.К.Айвазовский.

Впечатляющая панорама города открывается с этой вершины. Простор залива, сбегающие к морю узкие улочки, небольшие, вросшие в землю домики, цитадель Генуэзской крепости. Всё это могло бы очаровать любого поднявшегося сюда. Если бы... не заброшенность и убогость, которые к сожалению, стали неотъемлемым колоритом Старого города.

На дореволюционных открытках Феодосии мы видим как гений Айвазовского-архитектора уловил дух древнего города и создал архитектурный ансамбль в классическом стиле Древней Греции - Музей Древностей и усыпальницу генерала Котляревского.
К сожалению, во время Великой Отечественной войны этот памятник был полностью разрушен.

Много лет на разных уровнях поднимался вопрос о восстановлении украшавшего город музей. И вот с июля 1993 года этим вопросом вплотную занялась сотрудница проектного бюро при Управлении главного архитектора города - Светлана Михайловна Арефьева.
Работа феодосийского архитектора была вынесена на совместное заседание градостроительного совета и Союза феодосийских архитекторов - проект был утвержден единогласно... но, к сожалению, он не осуществился.

И.К. Айвазовский. "Феодосия" 1890г
Музей-часовня.
Крымская война1853-1856 гг.
В 2015 году Светлана Михайловна стала главным архитектором проекта «Распахните сердца для памяти» в рамках которого в был создан музей Крымской войны 1853-1856 годов в Часовне Шкариных при Церкви Всех Святых


Крымская война, спровоцированная и развязанная коалицией западных государств, стала самой масштабной и кровопролитной в 19-м веке.
Интересы православного мира отстаивала Россия, католического - османская Турция, Англия и Франция, поэтому, по некоторым оценкам, Крымская война стала «войной за веру».

В часовне-музее, три экспозиции: первая посвящена жителям Феодосии - участникам Крымской войны, вторая - Севастопольской обороне, третья - представляет страны, участвовавшие в войне: Англию, Францию, Сардинию, Турцию. Музей открыт для всех желающих.

КЫМСКАЯ ВОЙНА -
ВОЙНА ЗА ВЕРУ И
ОТЕЧЕСТВО
ВОССОЗДАНИЕ СОБОРА ИМЕНИ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В ФЕОДОСИИ
Собор во имя святого благоверного князя Александра Невского в Феодосии
"Идите и скажите всем в чужие края, что Русь, жива. Пусть без страха жалуют к нам в гости. Но кто к нам с мечом придет - тот от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская земля".

Александр Ярославович Невский
В 2015 году, Светлана Михайловна Арефьева и вошла в инициативную группу по подготовке предложения по воссозданию в Феодосии собора воинской славы во имя святого благоверного князя Александра Невского, небесного покровителя Русского воинства, - собора возведенного в ознаменовании присоединения Крыма к России в 1783 году.

Строительство храма началось в 1871 году и завершилось в 1873, собор был построен в виде трёхнефной базилики, внутри он был украшен мраморными колоннами, сохранившимися от древнего византийского храма. В храме находился образ идущего по воде Иисуса Христа кисти Ивана Айвазовского.
В 1875 года в соборе был погребён командир линкора «Чесма» вице-адмирал Виктор Матвеевич Микрюков, герой обороны Севастополя во время Крымской войны и участник сражения при Синопе.

В 1920 году в соборе провели заупокойную службу 14 юнкеров Киевского Константиновского военного училища, а впоследствии их предположительно погребли в цокольном этаже (там же где и адмирала Микрюкова). Другой источник указывает, что юнкеров похоронили на старом городском кладбище Феодосии 28 января 1920 года. Среди юнкеров училища были представители весьма известных родов — граф Илларион Владимирович Мусин-Пушкин, барон Николай Штакельберг I, Константин Илловайский. По уточнениям родственников граф Владимир Владимирович Мусин-Пушкин был в Феодосии на могиле сына Иллариона.

В 1933 году собор был разрушен.

В основе идеи восстановления этого храма лежит воссоздание православной святыни на историческом месте, восстановлении памяти русских воинов пронесших преданность Отечеству до последнего вздоха, восстановление исторической справедливости.

Финансово проект поддерживается Международным фондом "Константиновский", СПб.
Церковь Вознесения Господня
в поселке Щебетовка

В 2000 году по проекту архитектора С. М. Арефьевой в поселке Щебетовка (большая Феодосия) была построена Церковь Вознесения Господня.
Эта церковь уникальна тем, что ранее, до ее возведения, на территории пгт Щебетовка совсем не было религиозных сооружений. Не было их даже в период Средневековья, и позднее.

В дореволюционные времена православные верующие Отуз (старое название посёлка) ходили на службы в расположенный недалеко в горах Кизилташский монастырь, местным жителям приходилось ходить в горы, чтобы помолиться, обвенчаться или заказать панихиду.

АРХИТЕКТОР ЭСКИЗНОГО ПРОЕКТА СТЕЛЫ «ФЕОДОСИЯ – ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ»
Третий этап публичных слушаний по определению места размещения стелы в Феодосии
Город воинской славы, Феодосия

6 апреля 2015 года, за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества Указом Президента Российской Федерации В. В. Путиным городу было присвоено почётное звание — Город воинской славы.


СТЕЛА «ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ»

В городе, удостоенном звания «Город воинской славы»:
- устанавливается стела с изображением герба города и текстом указа Президента Российской Федерации о присвоении городу этого звания;
- проводятся публичные мероприятия и праздничные салюты 23 февраля (День защитника Отечества), 9 мая (День Победы), а также в День города и в День освобождения города от немецко-фашистских захватчиков.

Стела «ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ» должна быть органично вписана в ландшафт города, иметь площадь для проведения мероприятий: торжественных построений, военных парадов, в том числе проведение шествия «БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК»
Проект стелы, которую устанавливают в городах воинской славы, победил во всероссийском конкурсе в 2008 году. В 2009-м его утвердил российский организационный комитет «Победа». Авторы проекта — заслуженный архитектор России Игорь Воскресенский, архитекторы Галия Ишкильдина и Василий Перфильев, скульптор заслуженный художник России Салават Щербаков.

Стелы выполняют по типовому проекту, отличаются они только гербами городов и барельефами. Колонна дорического ордера высотой 10,3 метра увенчана гербом России из позолоченной бронзы. На передней части постамента — табличка с указом Президента России о присвоении почётного звания, а с обратной стороны — герб города. По периметру квадратной площадки установлены четыре четырёхгранные тумбы с барельефами, посвящёнными героическим страницам истории города.

АРХИТЕКТОР ЭСКИЗНОГО ПРОЕКТА СТЕЛЫ «ФЕОДОСИЯ – ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ»
ПРИВЯЗКА
К ГОРОДУ
На данный момент вопрос по установке стелы "Город воинской славы" остается открытым

"Монументальные городские скульптуры возникают тогда же, когда возникают первые цивилизации, а вместе с ними и первые города и общественные пространства внутри них".
Кодекс Хаммурапи
Феодосийский архитектор Светлана Арефьева считает, что наиболее подходящая площадь для памятного знака «Феодосия – город воинской славы» – это площадь напротив кинотеатра «Крым».
"Это место отличается богатой историей. В XIX веке это была Александровская площадь, где проводились все мероприятия, посвященные городу. Здесь же в последний путь провожали нашего земляка художника-мариниста Ивана Айвазовского. Для установки стелы мы предлагаем расчистить площадь перед кинотеатром «Крым», где во второй половине XX века сложился Воинский мемориал с Вечным огнем, от аварийных деревьев в сторону улицы Горького. Увеличивая площадь, мы открываем для обозрения визитную карту Феодосии – башню Святого Константина, известную во многих странах мира, а также расположенный рядом барбакан», – поясняет свою позицию Светлана Михайловна.
Светлану Михайловну поддерживают коллеги. Член-корреспондент Крымской Академии Наук Юрий Блохин отметил, что в случае реализации именно этого проекта,
одновременно с установкой памятной стелы, город получит большую центральную площадь «Воинской Славы» в 12 тыс. м2 , где комфортно можно будет проводить массовые мероприятия. На площади могут быть установлены сборно-разборные трибуны и сцены.Она может стать достойной преемницей существовавшей на этом месте Александровской площади, обрамленной памятником Александру III, фонтаном Айвазовского, женской гимназией, городской думой, башней Константина и зелеными насаждениями.

Местные архитекторы рассказали, что после Великой Отечественной войны на этой площади проводились парады перед памятником Иосифу Сталину, который был установлен на пьедестале монумента Александру III.  Место установки стелы исторически связано с богатой историей Феодосии, подвигами солдат России в годы русско-турецкой войны и в годы Великой Отечественной войны. Надо сказать и о героическом вкладе Феодосии в оборону СССР в годы «холодной» войны. Война есть война даже, если она зовется «холодной». А война без жертв не бывает. Об этом времени необходимо поведать на одной из четырех мини-стел со скульптурными барельефами, отображающими исторические периоды воинской славы Феодосии. Предлагаемый район для установки памятного знака - один из самых посещаемых горожанами. Здесь встречаются ветераны, прогуливаются семьи с детьми, проводятся уроки мужества со школьниками,  молодожены возлагают цветы к Вечному огню, и традиционно проводятся торжественные мероприятия, посвященные дню Победы и другим праздникам. С появлением стелы, площадь у кинотеатра «Крым» сможет стать новой точкой  притяжения для  как для жителей, так и для гостей города. Стела будет хорошо видна с любого места обновленной площади и великолепно восприниматься как вблизи, так и издалека.
НЕТ В РОССИИ СЕМЬИ ТАКОИ, ГДЕ Б НЕ ПАМЯТЕН БЫЛ СВОЙ ГЕРОЙ...
Арефьев Михаил Игнатьевич,
гвардии полковник
1913 - 1985

29.09.1945 Орден Александра Невского
05.11.1946 Орден Красной Звезды
19.11.1951 Орден Красного Знамени
30.12.1956 Орден Ленина

Призван в Красную армию с 1931года
Тюменский ГВК, Омская обл., г. Тюмень
Награжден орденом Александра Невского
Дата подвига: 15.08. 1945г.

Подвиг: При бое за населенный пункт Сидаолинцзы проявил исключительную личную инициативу. Под интенсивным артиллерийским обстрелом противника, с риском для жизни, вывел полк на боевые порядки и открыл огонь. Лично ведя наблюдение за стреляющими батареями противника, корректировал огонь полка. За день боя подавил минометную 105мм. батарею, уничтожил до роты пехоты противника, обеспечив пехоте стремительное наступление вперед с выходом её на рубеж Эхенжань- Лишагоу.        



СРЕДА –
СКУЛЬПТУРА -

ЧЕЛОВЕК
АРХИТЕКТОР + СКУЛЬПТОР
.
Борис Борисович Лец
1938 - 2017
скульптор
Светлана Михайловна Арефьева
1947 г.р.
архитектор


Роль архитектора в создании памятника

"Основная задача скульптора работа над скульптурной составляющей памятника, а архитектора работа над постаментом и органическим вписыванием монумента в окружающую среду".
Менякин Ю.И., архитектор
Особенностью памятника, как разновидности монументального искусства, является его связь с окружающей средой — природной и архитектурной. Причем эта связь приобретая художественное значение, становится одним из условий выразительности и узнаваемости памятника.
Помимо скульптора, в создании памятника, обязательно участвует архитектор. Он проектирует размер и расположение памятника, его архитектурное обрамление
и постамент. Особенно велика роль архитектора в монументальной скульптуре, здесь он уже выступает не помощником скульптора, наоборот, скульптор оформляет и завершает то что создал архитектор. Между обоими мастерами должно быть полное взаимопонимание и общность взглядов на искусство.

Монументальная скульптура обращается сразу ко многим людям, поэтому , масштабность, простота и ясность созданного образа, выразительность и четкость формы приобретают в ней первостепенной значение. Самое главное качество архитектора монументальной скульптуры - глубокая взволнованность темой. Она должна волновать творца и тогда его работа будет волевой, темпераментной и убедительной.

"Архитектура должна обращаться к городу даже тогда, когда у города нет никаких задач для архитектуры".
МАЛО КТО ЗНАЕТ, НО ФЕОДОСИЙЦЫ УЧАСТВОВАЛИ В КОНКУРСЕ НА СОЗДАНИЕ ПАМЯТНИКА ГЕНЕРАЛУ ИНФАНТЕРИИ П.С. КОТЛЯРЕВСКОМУ
С АВГУСТА ПО СЕНТЯБРЬ 2021 ГОДА В ЧИТАЛЬНОМ ЗАЛЕ ФЕОДОСИЙСКОЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ГОРОДСКОЙ БИБЛИОТЕКИ ИМ. А. ГРИНА ОТКРЫТА ВЫСТАВКА
«ФЕОДОСИЯ В ДЕТАЛЯХ. АРХИТЕКТОР, ХУДОЖНИК, ИЛЛЮСТРАТОР СВЕТЛАНА МИХАЙЛОВНА АРЕФЬЕВА»
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website